Экономико-географическое положение и административно-территориальное деление

Территория Нижнего Приангарья расположена в бассейне нижнего течения Ангары и среднего участка Енисея к северу и северовостоку от Красноярска. К Нижнему Приангарью относятся пять административных районов (Енисейский, Богучанский, Кежемский, Мотыгинский,Северо-Енисейский)и два города краевого подчинения (Енисейск и Лесосибирск).

Общая площадь территории Нижнего Приангарья немногим более 261 тыс кв. км (таблица 1).

Уровень развития транспортной инфраструктуры в Нижнем Приангарье таков, что территория региона не может рассматриваться как единое целое. Связующими города и районы артериями являются только водные — Ангара и Енисей, при этом мостов (автомобильных или железнодорожных) в Нижнем Приангарье через Ангару и Енисей нет. В транспортном отношении территория Нижнего Приангарья делится на несколько частей:

  • восточная часть Нижнего Приангарья — Богучанский район с центром в поселке Богучаны и Кежемский район с центром в городе Кодинск. Оба населенных пункта расположены на левом берегу Ангары и связаны автомобильной дорогой друг с другом и с Канском (от Кодинска до Канска по автодороге — 484 км). Железнодорожная линия, идущая на север от Транссиба, обрывается на станции Карабула (поселок Таежный) на юге Богучанского района, от которой Кодинск отстоит примерно на 150 км по карте и 250 км по автодороге. Кодинск связан также автомобильной дорогой с Иркутской областью, однако дорога эта находится в аварийном состоянии; электроснабжение города осуществляется также с территории Иркутской области по двум ЛЭП от Седаново;
  • Лесосибирск, Енисейск и большая часть Енисейского района на левом берегу Енисея. Лесосибирск имеет самый высокий уровень развития инфраструктуры в Нижнем Приангарье. Город связан железнодорожной веткой с Ачинском на Транссибирской магистрали (274 м), автомобильной дорогой — с Красноярском и Енисейском, водным сообщением по Енисею с Красноярском и Дудинкой;
  • западная часть Нижнего Приангарья на правом берегу Енисея — Мотыгинский иСеверо-Енисейскийрайоны, а также часть Енисейского. Между восточной и западными частями Нижнего Приангарья дорог нет, а с левым берегом Енисея названные районы связаны паромной переправой, которая приходит на правый берег Ангары. Таким образом, территории западной части Нижнего Приангарья на левом берегу Ангары и правом берегу Енисея, так же как и территории восточной части Нижнего Приангарья на правом берегу Ангары, являются по сути оторванными отсколько-нибудьзначимых транспортных коммуникаций.

Таким образом, разные части Нижнего Приангарья имеют разный уровень транспортной доступности, но в конечном итоге ориентированы прежде всего на широтную ветку Транссиба, в меньшей степени — на меридианальные связи по Енисею с более южными и северными территориями.

Для развития восточной части Нижнего Приангарья важное значение имеет ее транзитное положение при освоенииЮрубчено-Тохомскойзоны нефтегазовых месторождений на юге Эвенкийского автономного округа. Помимо прохождения по территории Нижнего Приангарья нефте- и газопроводов, предполагается строительство в Богучанском районе газоперерабатывающих и газохимических производств.