История освоения Нижнего Приангарья

Освоение гидроэнергоресурсов Ангары

Идея использования энергоресурсов сибирских рек выдвигалась еще в ХIХ веке, серьезные гидрологические исследования на территории Сибири начались в период проектирования и строительства Транссибирской магистрали (1891—1916 гг.). На основе материалов проведенных экспедиций в 1920 году по заданию комиссии ГОЭЛРО были подготовлены предложения по возможностям использования гидроэнергоресурсов Ангары. Эти предложения не вошли в план ГОЭРЛО, однако изучение возможностей строительства ГЭС в регионе было продолжено.

Итогом работы стал доклад о перспективах строительства небольших ГЭС на притоках Ангары. Строительство больших ГЭС было признано нецелесообразным из-заотсутствия в регионе крупных потребителей электроэнергии и полного отсутствия опыта подобного строительства.
Однако в1930-е годы с началом индустриализации и гигантских строек, появились и планы развития производства на востоке страны, в том числе возведение мощных ГЭС, крупнейших металлургических заводов. Уже тогда в Восточной Сибири предполагали создать мировой центр по выплавке алюминия, используя дешевую электроэнергию мощных ГЭС, которые должны были здесь появиться. Возобновились широкомасштабные комплексные исследования природных ресурсов Приангарья и в частности гидроресурсов Ангары. Было обосновано строительство на Ангаре каскада электростанций, нижней ступенью которого должна была стать Богучанская ГЭС. Эти предложения были рассмотрены и в целом одобрены экспертной комиссией Госплана СССР в 1936 году. Однако реализация этих проектов была приостановленаиз-за начала Великой Отечественной войны.

После окончания Великой Отечественной войны работы возобновились. В 1947 году Конференция по развитию производительных сил Иркутской области рекомендовала правительству начать освоение гидроресурсов Ангары, развивая при этом на базе дешевой электроэнергии и местных источников сырья алюминиевую, химическую, горнорудную и другие энергоемкие отрасли. В 1958 году на проектную мощность вышла Иркутская ГЭС, спустя 9 лет госкомиссия приняла в промышленную эксплуатацию Братскую ГЭС, а еще через 13 лет была введена в эксплуатациюУсть-ИлимскаяГЭС.

Необходимость строительства Богучанской ГЭС была подтверждена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №65 от 01.02.1971 г. «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971—1980 г. производительных сил Красноярского края». Распоряжением Совета Министров СССР №2699р от 07.12.1979 г. был утвержден технический проект Богучанской ГЭС с установленной мощностью 3000 МВт.

Строительство Богучанской ГЭС было начато в 1980 году — в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №798р от 30.04.1980 г. Стройплощадка Богучанской ГЭС расположена на реке Ангара в 367 км ниже по течению створаУсть-ИлимскойГЭС, в 15 километрах от г. Кодинска. Изначально пуск первых агрегатов был запланирован на 1988 год, а завершение строительства — на 1992 год. Однако в1980-егоды в связи с недостаточным финансированием строительства сроки пуска ГЭС несколько раз переносились соответствующими приказами Минэнерго СССР: сначала на 1993, затем на 1994, а затем на 1995 год.

До 1994 года финансирование строительства Богучанской ГЭС велось из средств федерального бюджета. С 1994 годаиз-запрекращения финансирования масштабное строительство было фактически свернуто. В том же году было издано постановление Правительства Российской Федерации №236, в соответствии с которым необходимые для достройки станции финансы должны были изыскать соответствующие министерства. С этого момента единственным источником финансирования данного проекта являются целевые инвестиционные средства РАО «ЕЭС России». Инвестиции РАО «ЕЭС России» в поддержание безопасности гидротехнических сооружений Богучанской ГЭС в период 2002—2004 гг. составили 1,7 млрд руб.

В рамках реализации ФЦП «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 годы и на перспективу до 2010 года» (подпрограмма «Энергоэффективность топливно-энергетическогокомплекса») предполагалось финансирование зоны затопления Богучанской ГЭС. Получателем средств является ФГУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС».
В феврале 2005 года пакет акций ОАО «Богучанская ГЭС», принадлежащий РАО «ЕЭС России» (64,23%), в рамках процесса реформирования российской электроэнергетики был переведен на баланс ОАО «ГидроОГК».

В соответствии с указом Президента РФ В.В. Путина №412 от 12.04.2005 г. «О мерах посоциально-экономическомуразвитию Красноярского края, Таймырского(Долгано-Ненецкого)автономного округа и Эвенкийского автономного округа» Правительству РФ поручено оказать государственную поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС в 2010 году и подготовке зоны затопления.

Комплексное развитие Нижнего Приангарья

В послевоенный период вопросами освоения Нижнего Приангарья занимался целый ряднаучно-исследовательских,проектно-конструкторскихи других организаций, а гипотеза комплексного развития территории Нижнего Приангарья впервые была принята в форме рекомендации на конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири в 1958 году. Вместе с тем поручение разработать проект Государственной программы освоения Нижнего Приангарья на 2005—2010 гг. было дано Советом Министров СССР лишь в 1989 году (Сибирскому отделению РАН).

Итогом многолетней работы стало подписание 22.02.1997 г. Постановления Правительства РФ №203 «Об утверждении Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья». В состав Программы входило несколько подпрограмм: развития тепло- и электроэнергетики, освоения запасов углеводородного сырья, развития горнодобывающего и металлургического комплексов, развития лесопромышленного комплекса, развития транспортной сети Нижнего Приангарья, развития системы связи Нижнего Приангарья, развития строительной базы, охраны окружающей средыв Нижнем Приангарье, решения социальных проблем.

Однако фактически реализация названной федеральной целевой программы так и не началась. Причины этого кроются как в тогдашней общеэкономической ситуации в стране, так и в самой Программе. Это, прежде всего, несоответствие определенных в Программе бюджетных инвестиций существовавшим в тот период времени возможностям федерального и краевого бюджетов, недостаточно проработанные механизмы реализации программы, в части взаимодействия с частными инвесторами — потенциальными участниками реализации Программы.

В настоящее время существовавшие на момент принятия федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья проблемы вполне могут быть преодолены. При этом целесообразность освоения богатых природных ресурсов Нижнего Приангарья отнюдь не утратило своей актуальности.